В течение двух дней — 6 и 7 февраля — над Москвой проносится мощный циклон, получивший имя «Ольга». За это время, как ожидают синоптики, выпадет до четверти месячной нормы осадков — итак, подтаявшие за несколько дней оттепели сугробы вновь обретут пышные формы. Традиционно затруднения ожидаются на дорогах — и можно уже говорить, что организационные технологии работы в снегопад московские коммунальщики хорошо отработали.
Фото: АГН «Москва»
После «Ольги» — начиная с четверга, 8 февраля — погода начнет клониться к морозам. Пик низких температур ожидается в ночь с пятницы на субботу, когда в столице будет до -23 градусов. В дни же циклона планируется облачная погода и небольшой снег.
Таким образом, в течение нескольких дней температура с минус 1 — минус 3 градусов опустится сразу на двадцать градусов. Это будет сопровождаться и сильными (до 15 м/с) ветрами.
Но куда сильнее, чем температура, горожан и городские службы осаждает снег. Осадки ожидаются оба дня, 6 и 7 февраля, при этом в общей сложности выпадет более 10 см осадков.
— Нынешняя снежная зима в Москве — прямое следствие глобального изменения климата, о котором говорит в последнее время большинство ученых, — рассказал «МК» ведущий сотрудник Центра погоды «Фобос» Михаил Леус. — Потепление вызывает в наших широтах обильные осадки. Точнее, абсолютная величина осадков не слишком превышает среднюю, но распределяются они неравномерно: периоды засухи чередуются с большой концентрации осадков. В результате снег не тает в результате периодических оттепелей, а накапливается.
По словам метеоролога, нынешний февраль для Москвы далеко не рекордный по обилию снега — значительные снегопады бывали в этот период и в предыдущие годы. Пока что рекорд — 9 см осадков за сутки — 6 февраля был зафиксирован в 1995 году. Кроме того, запомнились москвичам сильнейшие снегопады, начавшиеся 23 февраля 2021 года, — тогда на несколько дней в Москве установились транспортные затруднения, было парализовано движение на МКАД и ряде других магистралей из-за заторов большегрузов.
Кстати, именно тогда, три года назад, были введены многие привычные ныне городские практики борьбы со снегопадом. Среди них — рекомендации автомобилистам выбрать для поездок по городу общественный транспорт. Такая рекомендация выдана Дептрансом и в этот раз.
«Рекомендуем в течение дня использовать для передвижения по городу городской транспорт: МЦК, МЦД, метро, — отмечают в ЦОДД. — Наземный транспорт (автобусы, электробусы и такси) быстрее передвигается по выделенным полосам. Если вы за рулем, то будьте особенно аккуратны на мостах и эстакадах, не отвлекайтесь на телефон».
Вторая новация, которую заметили в грандиозные снегопады февраля 2021 года, — протокол работы коммунальщиков в Москве, в котором четко распределены приоритеты работы. В первую очередь должны быть расчищены улицы и дороги города — чтобы обеспечить отсутствие заторов. Далее (на деле — параллельно: чисткой занимаются на дорогах окружные ГБУ «Автомобильные дороги», а на тротуарах «Жилищники») чистятся от снега тротуары вдоль улиц. Затем — пешеходные дорожки во дворах, и лишь в последнюю очередь парковочные места.
— Такой протокол был, на самом деле, и раньше, просто именно три года назад о нем заговорили, — рассказал «МК» инженер ГБУ «Жилищник» одного из районов СЗАО. — Он логичен: если сотрудников на все объекты сразу не хватает, а их в снегопад никогда не может хватать — выделяются самые важные объекты, на них и направляются силы в первую очередь.
С 2021 года московские автомобилисты успели в изрядной мере выучить эти правила игры — и запаслись снеговыми лопатами, при помощи которых расчищают собственные машиноместа. Этой зимой, впрочем, актуален другой конфликт: те, кто расчистили себе место, хотели бы воспользоваться плодами своих усилий, но часто эти места занимают другие, пользуясь древним правилом: кто первый встал, того и тапки. Закон эту приоритетность никак не регулирует — только обычное право, оно же «понятия».
Наконец, привычным решением стала мобилизация на «снегоборьбу» сотрудников не только профильных, но и вообще городских коммунальных учреждений. Теплотехники, дорожники, газовики, электросети — все эти организации выставляют в дни снегопадов тысячи человек и сотни единиц техники. Таким образом город, как единый организм, в дни, когда требуется максимальное напряжение сил, мобилизует их, чтобы добиться наибольшей отдачи и скорейшим образом прийти в норму после обильных снегопадов.