Фото:
Петр Кассин /
Коммерсантъ
Отмену более 120 рейсов из Москвы и задержку еще 28 «Аэрофлот» в среду объяснил плохой погодой и «инфраструктурными особенностями» Шереметьево. Но в аэропорту проблемы не подтверждают, уверяя, что закрывают полосу на очистку от снега лишь на 15 минут. Другие перевозчики о масштабных задержках в Шереметьево не сообщали, а прочие московские аэропорты и вовсе считают погоду благоприятной. Это дает участникам рынка основания предполагать, что отмены рейсов «Аэрофлота» связаны с «оптимизацией перевозок», а не с погодой.
В среду «Аэрофлот» отменил 128 рейсов и задержал еще 28, запланированных на 7, 8 и 9 декабря «в связи с прогнозом неблагоприятных метеоусловий в Шереметьево» (международный аэропорт Шереметьево, МАШ). Перевозчик сослался на прогноз Главного авиационного метеоцентра, по которому ожидается облачность, снег, временами сильный, боковой ветер 6–11 м/с, порывы до 15 м/с. В данных условиях при работе одной взлетно-посадочной полосы (ВПП) максимальное количество взлетно-посадочных операций (ВПО) в час в МАШ не превышает 32.
В среду и четверг отменяются рейсы в Рим, Париж, Берлин, Венецию, Осло, Копенгаген, Стокгольм, а также в ряд городов РФ (например, в Архангельск, Минводы, Уфу, Казань, Воронеж, Симферополь). В пятницу пострадает ряд других направлений, включая Ригу и Франкфурт, но не рейсы с традиционно высокой загрузкой — в Гавану, Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Бангкок. «Аэрофлот» оповещает пассажиров через центр бронирования и информации, а прибывших на регистрацию обещает обеспечить проживанием и питанием и перевезти другими рейсами. В ноябре компания уже не раз корректировала расписание, на отраслевых порталах активно обсуждалась гипотеза, что причина — в низкой загрузке самолетов. В итоге в среду «Аэрофлот» заверил, что проблема в «погодных условиях, аномальный характер которых признают эксперты».
Ситуацию, подчеркивают в компании, осложняют и «инфраструктурные особенности» Шереметьево. В аэропорту две близко расположенные ВПП, которые при простых (благоприятных) метеоусловиях обеспечивают 55 ВПО в час. «Аэрофлот» формирует расписание из 47–48 ВПО в час, но если одна ВПП закрывается на очистку от снега, то пропускная способность аэропорта падает до 32 ВПО. В результате на маршрутах руления скапливаются самолеты, поясняют в «Аэрофлоте», с учетом обработки судов противообледенительной жидкостью время с момента окончания посадки до взлета увеличивается. Еще одним негативным фактором в «Аэрофлоте» назвали туман.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает возможным комбинацию факторов: из-за ограничений аэропорта авиакомпания отменяет наименее загруженные рейсы. По его оценкам, ситуация может сохраниться до начала высокого сезона в апреле. Старший юрист корпоративной практики Sameta Сергей Казаков добавляет, что при огромном пассажиропотоке любой сбой чреват для перевозчика серьезными последствиями, в том числе финансовыми. По Воздушному кодексу авиакомпанию можно привлечь к ответственности, если пассажир обратится с жалобой.
В Шереметьево между тем утверждают, что аэропорт располагает всеми «необходимыми ресурсами» для устойчивого обеспечения ВПО в сложных погодных условиях. Там подчеркнули, что ситуация улучшалась в последние годы, создана «надежная система профилактики сбойных ситуаций и реагирования на сложные погодные условия», которая минимизирует задержки. За два года на 62% обновлен парк техники, и в сложных метеоусловиях на очистку выходит 70 единиц, а время закрытия на чистку одной ВПП снизилось с 45 до 15 минут (ограничение до 32 ВПО в час в ходе чистки в МАШ подтверждают). Остальные авиакомпании, летающие в Шереметьево, о массовых задержках и отменах рейсов не сообщали.
В то же время другие московские аэропорты, Внуково и Домодедово, погода в эти дни не беспокоит. Во Внуково “Ъ” сообщили, что в среду «погодных препятствий для работы аэропорта не возникало, видимость составляла более 10 км». В предыдущие дни, когда шел снегопад, аэропорт работал в штатном режиме, были отдельные недолгие задержки по технологическим причинам. В Домодедово назвали метеоусловия «крайне благоприятными» — видимость в зоне аэродрома в среду составляла более 10 км, боковой ветер отсутствовал, отмен рейсов по метеоусловиям не было. За прошедшие сутки в Домодедово было более 530 ВПО, и на 8 декабря их объем будет «на сопоставимом уровне». По метеопрогнозу, резких ухудшений погоды не ожидается. Обе ВПП сертифицированы по категории IIIA ICAO, что позволяет осуществлять ВПО и при сложных условиях.