Дмитрий Медведев призвал привлечь к ответственности продавцов суррогатного алкоголя
08:28
ЦБ отозвал лицензии у четырех банков
01:37
Правительство Украины приняло решение о национализации Приватбанка
00:40
Совбез ООН согласовал компромиссный вариант резолюции по Алеппо
13:24
В Южной Корее проходит суд над подругой президента в связи с коррупционным скандалом
13:24
Сотрудники Счетной палаты Дагестана подозреваются в вымогательстве 900 тысяч рублей
13:19
Петр Порошенко: национализация Приватбанка нужна для спасения банковской системы Украины
13:05
Чемпионат мира по бобслею 2017 года пройдет в немецком Кенигзее
12:59
ПФР намерен исключить неплательщиков налогов из пенсионной системы
12:55
В Госдуму внесут предложения по ужесточению контроля за оборотом спиртосодержащей продукции
12:41
Суд приостановил дело по иску банка «Траст» к офшору его бывших владельцев
12:30
В Краснодарском крае сформирована вооруженная «Бук-М2» зенитная бригада
12:21
Максим Орешкин заменил Алексея Улюкаева в набсовете Внешэкономбанка
12:19
В Минфине против внедрения системы контроля табака, аналогичной ЕГАИС
12:15
Антон Силуанов: уровень налоговой нагрузки позволяет выполнить все обязательства бюджета
ещё
все новости
Подробно
Фото:
Анатолий Жданов /
Коммерсантъ
Банк России пошел навстречу рынку и перенес требование по стопроцентному резервированию кредитов к компаниям, не ведущим реальную деятельность, с 1 января на 1 апреля 2017 года. Кроме того, регулятор сузил круг нереальных заемщиков, исключив из него ряд категорий. Таким образом, у участников рынка появилось время и возможность привести заемщиков в соответствие с требованиями ЦБ и избежать повышенных резервов.
На прошлой неделе ЦБ опубликовал новую версию проекта поправок к 254-П, ужесточающего порядок расчета резервов. Это вторая версия проекта, первую, которая предполагала срок вступления поправок в силу с 1 января 2017 года, ЦБ публиковал в октябре (см. «Ъ» от 3 октября). Поправки предусматривали целый ряд ужесточений. Наиболее критичными для участников рынка были изменения, касающиеся требований начислять резервы в размере 100% вместо нынешнего 21% по ссудам не ведущим реальную деятельность компаниям, а также отнесение к категории сомнительных кредитов собственникам бизнеса и ссуд на пополнение оборотных активов сроком более года.
Новая версия переносит вступление в силу поправок о стопроцентных резервах по кредитам заемщикам, не ведущим реальной деятельности, на 1 апреля 2017 года. Сомнительные кредиты собственникам и на долгосрочное пополнение оборотных средств и вовсе исчезли из новой версии документа. Такие изменения — реакция регулятора на крайне негативную реакцию рынка на первую версию проекта. Как ранее сообщал начальник управления методологии финансовых рисков ДБР ЦБ Вадим Прибытков, банки просили отсрочить вступление в силу поправок с 1 января до 1 июля. ЦБ выбрал компромисс — с 1 апреля.
Но даже и эта отсрочка — подарок для банков. После вступления в силу поправок не ведущими деятельность будут в том числе считаться компании, не давшие согласие на разглашение налоговой тайны (то есть передачу сведений банку от налоговиков). «Форма данного согласия сейчас не доведена до участников банковского рынка, и поэтому внедрение такой нормы с 1 января было бы преждевременно»,— отмечает зампред правления ОТП-банка Сергей Капустин. «Бланк согласия разработан ФНС, одобрен Минфином и в настоящее время находится на регистрации в Минюсте, теперь все зависит от скорости регистрации документа,— отметил собеседник «Ъ» в ФНС.— Появление его к 1 января маловероятно, к 1 апреля — уже возможно». По словам члена правления банка из топ-30, за оставшиеся три месяца банки смогут хотя бы попытаться получить согласие в установленной форме и превратить часть нереальных в реальных заемщиков.
Регулятор пошел и на другие послабления. «ЦБ расширил перечень исключений, позволяющих относить заемщика к разряду осуществляющих реальную деятельность,— отметил начальник управления интеграционного риск-менеджмента Райффайзенбанка Сергей Гриб.— Наиболее важное из них — право считать работающими компании с низкой налоговой нагрузкой». В первой редакции проекта предлагалось начислять резерв в размере 100% всем, у кого налоговые платежи менее 10% от суммы займов. Таким образом, из кредитования выпадали бы три категории заемщиков: компании-посредники, имеющие налоговые льготы или применяющие специальные налоговые режимы. В новой редакции появилась оговорка: минимальная сумма налоговых платежей — это 10% от суммы займов или не менее 100 тыс. руб. При этом к любым компаниям, имеющим налоговые льготы, данный критерий теперь в принципе не применяется. Ведущими реальную деятельность ЦБ посчитал и заемщиков, берущих ссуды для выполнения контрактов для госнужд, крупнейших налогоплательщиков, а также работающих в сфере государственно-частного партнерства. Также ЦБ позволил формировать резервы в размере 85%, а не 100% по ссудам предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, где банк является единственным залоговым кредитором или уполномоченным органом, принимающим решения, отметила зампред правления банка «Уралсиб» Наталья Тутова.