Шавкат Мирзиёев вступил в должность президента Узбекистана
06:46
СМИ: Япония не исключила размещения военных баз США на двух островах южных Курил
03:39
Совет по международным отношениям США включил конфликт РФ и НАТО в перечень угроз 2017 года
11:03
Совет федерации подарит военнослужащим в Сирии новогоднюю елку и самовар
10:59
Центр по примирению: из Алеппо вышли почти 6 тысяч мирных жителей
10:33
Китайские чиновники растратили средства спецфонда по борьбе с загрязнением воздуха
10:32
В мэрии приморского Дальнегорска прошли обыски
10:27
Футболисты «Томи» пожаловались в инспекцию труда на долги по зарплате
10:13
Президент Филиппин признался, что лично убивал наркоторговцев
10:12
GM оспорила в Верховном суде США решение по делу о дефектах в автомобилях
10:00
На поддержку многодетных семей дополнительно выделено 528 млн рублей
09:52
Умер режиссер Евгений Юфит
09:41
Пекин предупредил Вашингтон о последствиях нарушения принципа «одного Китая»
09:30
Заксобрание Ленобласти предлагает ввести лотерею по получению вида на жительство в России
09:16
Правительство распределило 8,7 млрд рублей на развитие дорог
ещё
все новости
Подробно
Фото:
Дмитрий Духанин /
Коммерсантъ
Экономический кризис для правительства можно считать формально завершенным: первым программным документом, отправленным новым министром экономики Максимом Орешкиным в Белый дом, стал план повышения темпов роста экономики. Он продолжит антикризисные планы 2015 и 2016 годов, но наполнится денежным содержанием нескоро — видимо, к маю 2017 года. В документе предусмотрены уже заложенные в бюджет 200 млрд руб. расходов Минфина на поддержку регионов, 179 млрд руб. на работу «проектного офиса» и условное продление локальных отраслевых проектов Минпромторга. Среди отвергнутых предложений нет крупных идей, кроме планов Минфина к маю представить «новые подходы» к поддержке кризисных отраслей.
Источники «Ъ» во властных структурах сообщали о том, что правительство откажется на 2017 год от антикризисного плана, еще в конце ноября 2016 года. Белый дом решил, что до конца первого квартала 2017 года, когда определится объем ресурсов, такой документ не нужен. Сообщения оказались и верными, и неверными одновременно. Антикризисного плана действительно не будет, его сменит «План мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики в 2017 году» — это первый программный документ Минэкономики, завершенный и подписанный министром Максимом Орешкиным после назначения.
Впрочем, два крупнейших пункта плана, обеспеченных финансированием,— резерв Минфина на бюджетные кредиты в 200 млрд руб. и расходы на мероприятия «проектного офиса» в 178,9 млрд руб.,— вряд ли могут считаться продолжением какого-либо плана.
Без них документ Минэкономики, созданный по традиционной технологии (сбор предложений ведомств по увеличению роста ВВП в 2017 году, их обсуждение с мягким правом вето Минэкономики и Минфина и затем сведение), имеет только один пункт, имеющий твердое финансирование из федерального бюджета. Это докапитализация Фонда развития промышленности на 800 млн руб.: ФРП запрашивает еще 17,4 млрд руб., но обсуждать это решено только после первого квартала 2017 года.
Еще чуть менее 100 млрд руб. предполагается потратить на мероприятия по отраслевой поддержке, в основном предложенные Минпромторгом и Минтрансом (в том числе по ГТЛК ) — от финансирования пилотных партий станков и промышленных линий до субсидий покупателям маневровых электровозов. Эти деньги также могут быть выделены (или нет) со второго квартала 2017 года — конкуренция за них будет сильной: «проектный офис» Белого дома, как следует из плана, также будет претендовать на средства, которые обнаружатся в бюджете к этому сроку. Минтруд также запросил средства на мониторинг состояния рынка труда и выявление тенденций на них. На борьбу с безработицей (она стабильна) объем заявки отсутствует, но строка в плане есть. Средства могут поступить от приватизации: вчера замглавы Минфина Алексей Моисеев подтвердил, что есть предложения увеличить прогноз поступлений от нее с зафиксированных на 2017 год в проекте плана приватизации 138 млрд руб. до 300 млрд руб. План будет обсуждаться до конца года у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Новости в «плане роста» Минэкономики присутствуют — и они демонстрируют, что у нового министра есть антикризисные идеи, несмотря на отсутствие антикризисного плана, но обнародуют их не ранее мая 2017 года. Речь идет о п. 3 проекта плана «Выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад». Напомним, антикризисные меры 2015-2016 годов были ориентированы в отраслевом разрезе скорее на поддержку растущих отраслей, поддержка проигрывающим секторам осуществлялась в основном через поддержку банков. Как заявил вчера СМИ замминистра экономики Олег Фомичев, в план Минэкономики попали только «оперативные» меры, институциональные из него исключены до весны 2017 года.
Впрочем, в списке предложений, заблокированных Минфином и Минэкономики на стадии обсуждения (в основном как не имеющие отношения к стимулированию экономического роста в 2017 году — или сутью, или масштабом, или сроками реализации), крупных инициатив тоже не обнаруживается. Наиболее заметны в этом списке идеи Минтруда. Ведомство Максима Топилина не оставляет идея расширения выплат из материнского капитала и «пятитысячных» разовых выплат получателям социальных и госпенсий — по мнению Минтруда, это стимулирует внутренний спрос. Еще одна инициатива — отменить льготы по соцплатежам с последующей компенсацией переплаты работодателям. Большая часть инициатив других ведомств также известна: это и докапитализация ВЭБа на 300 млрд руб. из ФНБ, и частичная либерализация алкогольного рынка, и стимулирование добычи олова на Дальнем Востоке, и создание Российского фонда развития информационных технологий.
Наконец, в неантикризисном плане Минэкономики упоминается и полемика ведомства с Минфином по поводу «бюджетных правил». Министерство Антона Силуанова предлагает принять их федеральным законом в первом квартале 2017 года, министерство Максима Орешкина — вернуться к обсуждению темы не ранее четвертого квартала, демонстрируя пока приверженность старому министерскому курсу. Это, как и весь документ Минэкономики, хорошая иллюстрация к ситуации вокруг оперативных планов Белого дома на следующий год. К лету 2017 года должны завершиться базовые дискуссии по проектам реформ, разрабатываемых Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, и начаться разработка нового бюджета на 2018-2020 годы, где они должны быть внесены или отвергнуты. До этого моменты масштабные проекты реформ Белый дом внутри себя за пределами «проектного офиса» обсуждать, видимо, не будет.