ФСБ задержала 10 боевиков, готовивших теракты в Москве и Санкт-Петербурге
18:42
По делу об убийстве Моторолы задержали шесть человек
19:55
ИГ взяло ответственность за взрыв в Пакистане
21:34
Крым начал поставки газа в украинский Геническ
21:15
Комитет Госдумы поддержал повышение ставки акциза на сигареты
20:55
Spiegel: НАТО может перенести саммит из-за победы Дональда Трампа
20:37
Минэнерго России примет участие в переговорах экспертов перед встречей ОПЕК
20:16
ФСБ обнародовала видео штурма квартиры с боевиками, готовившими теракты в России
19:34
Сын Кости Цзю будет боксировать в среднем весе
19:15
Антикоррупционное агентство Украины не может проверять задекларированную чиновниками наличность
19:01
Канада выделит Африканскому союзу $3,7 млн на поддержку соцпрограмм
18:46
В Пакистане число жертв взрыва выросло до 40
18:34
Александр Новак сообщил о переговорах с Белоруссией по нефти и газу
18:20
Комитет Госдумы одобрил увеличение до 60% направляемых в региональные бюджеты акцизов на алкоголь
18:15
В Госдуму внесен проект о повышении налога на земли с незарегистрированными домами
ещё
все новости
Подробно
Фото:
Евгений Павленко /
Коммерсантъ
Исследователи Норвежской школы экономики и французской бизнес-школы Audencia выяснили, что почетные государственные награды топ-менеджерам приводят к отрицательным последствиям для этих компаний. На примере новозеландских компаний исследователи обнаружили, что эффективность и прибыльность бизнеса снижается после того, как их руководители получали от властей почетные звания и награды.
Исследование проведено Конрадом Раффом из Норвежской школы экономики и Лайнусом Симингом из бизнес-школы Audencia (Нант, Франция). Ученые хотели выяснить, «как политики могут влиять на поведение топ-менеджеров и деятельность их компаний при помощи престижных государственных наград». Для этого они рассмотрели деятельность компаний Новой Зеландии, где в 2000 году власти отменили присвоение рыцарских званий, а в 2009 году — вновь ввели.
Авторы отмечают, что данный вид государственной награды является только лишь присвоением почетного звания и не несет под собой никакой материальной выгоды или льгот для поощряемого топ-менеджера и его компании. Для чистоты эксперимента ученые рассматривали деятельность только тех компаний, которые минимально зависят от зарубежных стран и сосредоточены в основном на внутреннем рынке, а также чьи акции не котируются на зарубежных биржах,— это сделано для того, чтобы до минимума свести влияние на деятельность компании внешних кризисов. Первый период анализа относится к 1997–2002 годам, была проанализирована деятельность 25 компаний и 138 годовых отчетностей. Второй период — 2006–2011 годы, 34 компании, 198 годовых отчетностей.
Одним из главных выводов стало то, что компании, где гендиректору было пожаловано рыцарское достоинство, получают большую известность в стране и становятся более престижными для многих соискателей. Как результат, в таких компаниях увеличивается штат сотрудников. Особенно это проявлялось в сравнении с работавшими в том же секторе и похожими по размеру компаниями, где гендиректором в то время работали иностранцы, которые по местным законам не могут быть посвящены в рыцари. В свою очередь, рост штата сотрудников приводил к снижению эффективности предприятия и росту издержек, что сказывалось на его прибыльности.
Исследователи отмечают, что «они обнаружили значительные изменения в поведении компаний и результатах их деятельности в периоды до отмены рыцарских званий, после отмены и после восстановления этих званий. Когда звания были отменены в 2000 году, в рассмотренных компаниях сократился штат сотрудников, а их прибыльность выросла. В то же время восстановление званий в 2009 году привело к росту числа сотрудников и снижению прибыльности». Подводя итоги исследования, ученые говорят о том, что почетные правительственные звания, присвоенные топ-менеджерам компаний, влияют не только на поведение компании и ее эффективность, но и на акционеров — снижение эффективности отражается на них негативно. Поэтому для сотрудников компании такое внимание государства несет положительное воздействие, а для акционеров — отрицательное.
В интервью “Ъ” один из авторов исследования Лайнус Симинг сообщил, что выводы вполне могут быть распространены и на другие страны. Говоря о России, он отметил, что руководители отечественных государственных компаний вполне могут быть стимулированы наградами со стороны правительства, но при этом, по его мнению, «при таком стимулировании дальнейшее поведение руководителей компании не всегда будет направлено в интересах всех акционеров, а только лишь в интересах главного акционера — правительства». Исследователь добавил, что «властям не следует вмешиваться в цели руководства компаний, которые должны заключаться в том, чтобы приносить прибыль акционерам компании. Если гендиректора успешны в достижении этой цели, они и так будут вознаграждены — при помощи зарплаты, бонусов и премий от самой компании. Государственные награды, по мнению исследователя, будет лучше давать только тем руководителям компаний, которые вносят личный вклад на благо общества — например, при помощи благотворительности, финансирования научной деятельности, помощи волонтерским организациям и т. д. Только в этом случае причины награждения являются прозрачными и очевидными, а у акционеров компании не возникнет подозрения в конфликте интересов».