Фото:
Василий Шапошников /
Коммерсантъ
В российской стивидорной отрасли готовится одна из крупнейших сделок: Evraz, желая снизить долговую нагрузку, решил продать принадлежащие ему портовые мощности в Находке — АО «Евраз НМТП». По данным “Ъ”, актив оценен в сумму свыше $260 млн, уже поступило около десятка заявок от российских, казахских и китайских компаний. Но стороны могут не сторговаться — Evraz не готов продавать порт дешево, но высокая загрузка узла и экологические осложнения, по мнению экспертов, могут снизить его стоимость.
Evraz продает свою стивидорную компанию в порту Находки — АО «Евраз НМТП», рассказали “Ъ” два участника рынка. На днях должен был истечь срок подачи обязывающих предложений, говорит один из них, но его, скорее всего, продлят.
Evraz ищет покупателей на свои терминалы в порту Находки уже несколько лет, подтверждает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Рассматривается продажа как 100% АО «Евраз НМТП», так и контрольного пакета компании с обязательством покупателя позже приобрести оставшиеся акции самому или в партнерстве с кем-либо. Для Evraz порт — непрофильный актив, а потенциальная сделка позволила бы компании снизить долговую нагрузку (чистый долг на конец июня — $5,3 млрд), объясняет собеседник “Ъ”. Но, по его словам, до сих переговоры ничем не завершались, поскольку «дешево расставаться с активом Evraz не готов». Другой собеседник “Ъ” уточняет, что переговоры о продаже порта активизировались летом. В Evraz отказались от комментариев.
«Евраз НМТП» специализируется на перевалке угля и продукции черной металлургии, производственные мощности позволяют выгружать 500–550 вагонов в сутки. Объем перевалки в 2015 году — 9,2 млн тонн (6,2 млн тонн угля, 3 млн тонн металлургической продукции). Выручка «Евраз НМТП» в 2015 году — 5,9 млрд руб., чистая прибыль — 3,3 млрд руб. (в 2014 году 4,5 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно, по Kartoteka.Ru).
По словам одного из собеседников “Ъ”, Evraz оценил «Евраз НМТП» в 4,5–5 EBITDA, то есть в $275–300 млн. Один из претендентов считает объективной оценкой порта $261 млн, но, по его словам, поступающие предложения в среднем выше $290 млн. На данный момент, говорит собеседник “Ъ”, есть почти десяток претендентов на актив. Это экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин, экс-совладелец Evraz Александр Катунин (его дочь Мария — основной владелец Владивостокского морского рыбного порта), совладелец «Новапорта» Роман Троценко, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Кузбассразрезуголь», Global Ports, ГК «Дело» Сергея Шишкарева, а также компании из КНР и Казахстана. Основной фактор привлекательности — готовность Evraz заключить с портом долгосрочный отгрузочный контракт на условиях take-or-pay на 5 млн тонн угля и 5 млн тонн металлопродукции, говорит источник “Ъ”. В группе «Сумма» “Ъ” подтвердили подачу заявки, сообщив, что речь идет о стратегическом для группы регионе. Роман Троценко на вопрос об интересе к активу ответил “Ъ”, что «все возможно». С остальными предполагаемыми претендентами связаться не удалось. Актив интересный, говорит один из собеседников “Ъ” на рынке, но Evraz «заломил цену».
Надежда Малышева из PortNews говорит, что, несмотря на большое количество компаний, интересующихся активом, в действительности спрос на него может быть ниже. «Евраз НМТП» имеет небольшие глубины, находится в черте города, что создает социально-экологические проблемы, замечает она. Кроме того, загрузка транспортного узла Восточный—Находка крайне высока в силу развития терминалов в порту Восточный, отмечает эксперт. В итоге, по ее словам, цена сделки может оказаться гораздо ниже оценки.