После недели морозов около -10 градусов в Москву пришла первая серьезная оттепель: в сочетании с мощными снегопадами до этого получаем много талой воды на столичных улицах. Коммунальщики готовы предотвращать подтопления и бороться с последующим гололедом — однако в таких условиях решающее значение приобретают «скользкие» навыки самих горожан, и пешеходов, и водителей. Ведь спасительного трактора или грузовика с реагентом нужно еще дождаться!
Фото: Евгений Семенов
17 декабря температура днем в городе дошла до -1…+1 градуса. Это эффектно дополняется мокрым снегом, гололедицей и порывами ветра до 15 метров в секунду (не ураган, но в зимних условиях весьма и весьма неприятно). Такая погода сохраняется до вечера воскресенья — именно поэтому москвичам городские службы рекомендуют быть максимально осторожными, а также избегать вождения.
К оттепели в городе начали готовиться за несколько дней. Еще в субботу дворники начали в усиленном темпе очищать от снега территории предприятий и организаций — сейчас чаще всего для этой цели применяется бензиновый снегоуборщик, отбрасывающий снег с дорожек на газон. На свои участки с этой же целью (кто с «машинкой», а кто и по старинке, с лопатами) выехали и многие дачники: если упустить расчистку дорожек сейчас, потом прокапываться через намерзший наст будет труднее.
Что же касается московских дорог и улиц, здесь аврал не прекращался практически с конца ноября: так, 15 декабря сообщалось, что «коммунальная техника в цикличном режиме проводит сплошное механизированное подметание и противогололедную обработку проезжей части и тротуаров».
– Повсеместно организованы работы по очистке от снега дворовых территорий, – отметили в департаменте ЖКХ столицы. – Под особым контролем – пешеходные зоны, тротуары, подходы к остановкам общественного транспорта, станциям метрополитена и МЦК, соцобъектам.
В течение последней недели многие москвичи – особенно жители домов со скатными крышами – могли наблюдать в окна характерные «лавины» снега: работали кровельные бригады, сбрасывавшие снег перед оттепелью. Они же чистили и продолжают чистить выступающие элементы фасадов и водостоки. Напомним, при очистке крыш место, куда может упасть снег, огораживается полицейскими лентами или металлическими заборчиками, а внизу выставляется сигнализирующий об опасности сотрудник. По словам заммэра по ЖКХ Петра Бирюкова, задействовано максимальное количество сил – более 13 тысяч человек и 250 автоподъемников.
Собранный снег – еще в начале декабря говорилось о более 600 тысяч кубометров — вывозится для утилизации на снегосплавные пункты. Это еще один важный фронт борьбы со стихией. «Все 56 стационарных снегосплавных пунктов работают в круглосуточном режиме», – подчеркнул Бирюков. Чиновник добавил, что все эти сооружения экологически безопасны.
«Принцип действия снегосплавов основан на использовании тепла сточных вод для плавления снежной массы, – пояснили в комплексе городского хозяйства. – Снег сбрасывают в приемный бункер, оснащенный сепараторами-дробилками для измельчения, затем он попадает в специальный отсек, куда подается сточная вода температурой не ниже 10 градусов. Весь мусор оседает в песколовках, талая вода отводится обратно в канализационный коллектор и уходит в очистные сооружения, где проходит полный цикл механической и биологической очистки».
Пока в городе идет централизованная снегоборьба и обработка всех поверхностей противогололедными реагентами, москвичам все-таки стоит быть максимально осторожными и самим. Так, пешеходам понадобится нескользящая обувь на широкой рифленой подошве (по возможности, без каблуков). При ходьбе специалисты советуют держать руки в карманах, а потерявшим равновесие нужно попробовать успеть сгруппироваться и напрячь мышцы.
Еще аккуратнее нужно быть водителям. Городские службы советуют, по возможности, вообще не садиться за руль, а уж если это неизбежно — не совершать резких маневров, ехать медленно и спокойно. А юристы напоминают, что даже если вы попали в ДТП вследствие гололеда или снежных заносов, это не снимает ответственность с водителя…
«Есть любимый гаишниками пункт 10.1 ПДД, говорящий о том, что при выборе скорости движения водитель обязан учитывать в том числе дорожные и погодные условия, – отмечает юрист Алексей Голубев. – Поэтому при оформлении ДТП и его разборе виновными дорожников никто не признает. Разве что потом, да и то далеко не всегда, можно с какой-то ненулевой перспективой пойти в суд и попробовать взыскать с дорожников компенсацию. Но в случае таких аномальных погодных условий это вряд ли получится».
Инструктор по вождению Виктор Байков советует водителям в подобных условиях избегать резких нажатий на любую из педалей: заносом может кончиться «передавливание» как тормоза, так и акселератора, несмотря на АБС и другие электронные помощники. Выезжать сейчас на всесезонной или тем более летней резине – практически безумие, резюмирует инструктор.
А вот «откопаться» все-таки стоит – иначе будет труднее сделать это потом. На этот предмет, кстати, в этом году москвичи открыли для себя зауральское изобретение: хранить автомобили под чехлами, которые позволяют не счищать снег щеткой, а просто «завернуть» чехол и сбросить осадки. Другое дело, что сбрасывать снег с чехла нужно каждый день – но это в любом случае полезная привычка…