Шавкат Мирзиёев вступил в должность президента Узбекистана
06:46
СМИ: Япония не исключила размещения военных баз США на двух островах южных Курил
03:39
Совет по международным отношениям США включил конфликт РФ и НАТО в перечень угроз 2017 года
11:03
Совет федерации подарит военнослужащим в Сирии новогоднюю елку и самовар
10:59
Центр по примирению: из Алеппо вышли почти 6 тысяч мирных жителей
10:33
Китайские чиновники растратили средства спецфонда по борьбе с загрязнением воздуха
10:32
В мэрии приморского Дальнегорска прошли обыски
10:27
Футболисты «Томи» пожаловались в инспекцию труда на долги по зарплате
10:13
Президент Филиппин признался, что лично убивал наркоторговцев
10:12
GM оспорила в Верховном суде США решение по делу о дефектах в автомобилях
10:00
На поддержку многодетных семей дополнительно выделено 528 млн рублей
09:52
Умер режиссер Евгений Юфит
09:41
Пекин предупредил Вашингтон о последствиях нарушения принципа «одного Китая»
09:30
Заксобрание Ленобласти предлагает ввести лотерею по получению вида на жительство в России
09:16
Правительство распределило 8,7 млрд рублей на развитие дорог
ещё
все новости
Подробно
Фото:
Виктор Коротаев /
Коммерсантъ
Совет безопасности РФ подготовил проект новой стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы. Власти предлагают обязать иностранные компании, оказывающие услуги в этой сфере в России, создавать совместные предприятия с местными участниками рынка и проводить все платежи через отечественные системы. Кроме того, планируется усилить правовое регулирование СМИ, интернет-телевидения, новостных агрегаторов, социальных сетей и мессенджеров, а также взять под управление и непрерывный мониторинг все сети связи страны.
Проект стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы во вторник был опубликован на сайте Совбеза. Уточняется, что в его подготовке участвовали представители госорганов, Банка России и экспертного сообщества, его общественное обсуждение продлится до 25 декабря. Базовыми принципами стратегии обозначены соблюдение прав и свобод человека по доступу к информации, защита российских граждан в информационном пространстве, а также «приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на этих ценностях социальных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий».
В этих целях власти, в частности, намерены совершенствовать законодательное регулирование «всех видов СМИ», а также интернет-ТВ, новостных агрегаторов, социальных сетей, других сайтов и мессенджеров. Доработаны должны быть механизмы ограничения доступа к информации, распространение которой запрещено законом, а также правовое регулирование для «безопасной обработки информации».
Проект также предполагает, что иностранные компании в сфере цифровой экономики, чтобы оказывать услуги на территории России, должны будут создать местные представительства «на паритетных условиях» с российскими организациями. Такие филиалы понадобятся, чтобы работать с жалобами российских граждан и исполнять требования органов власти. Сотрудничество российских организаций с иностранными партнерами должно быть налажено с условием хранения информации обо всех операциях на серверах и в базах данных на территории России, а для проведения расчетов должны будут использоваться только отечественные платежные системы.
Отдельного внимания в стратегии удостоена инфраструктура российских сетей связи. Совбез предлагает создать централизованную систему мониторинга и управления единой сетью электросвязи «для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры» в стране. Добиться «технологической и производственной независимости» и информационной безопасности инфраструктуры в Совбезе намерены с помощью импортозамещения оборудования и ПО на сетях, а также непрерывного мониторинга, анализа и защиты от угроз с помощью создаваемой ФСБ системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА).
Действующую стратегию информационного общества президент Владимир Путин утвердил еще в 2008 году. Новая стратегия значительно отличается от всех предыдущих тем, что в ней не очень много пунктов про общество, отмечает руководитель аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Он указывает, что многие пункты относятся к цифровому суверенитету, «чему место, скорее, в стратегии информационной безопасности», а ключевое место занимает построение цифровой экономики, хотя ей планируется посвятить отдельную программу. По его мнению, цели стратегии конфликтуют с ее инструментами. «Странным выглядит упоминание блокировок, а ограничение потоков данных очевидно входит в конфликт с экспансией на международные рынки или участием в международном сотрудничестве»,— констатирует он.
Упоминание мониторинга единой сети электросвязи на практике может означать планы по мониторингу рунета на уровне маршрутизации интернет-трафика между автономными системами различных операторов связи, добавляет консультант исследовательской организации ПИР-Центр Олег Демидов. Ранее о создании системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности рунета говорилось в поправках к закону «О связи», подготовленных Минкомсвязью и вынесенных на общественное обсуждение в начале ноября.