Люди радикально переосмыслили свои траты и дружно отказались от приобретения новых вещей. В России на 90% упали продажи одежды. Об этом сообщил оператор фискальных данных «Платформа ОФД». Нет ничего удивительного в рухнувшем спросе на джинсы и платья. Все магазины непродовольственного профиля закрыты, а доходы граждан оставляют желать лучшего. Впрочем, у большинства населения отпала сама потребность в обновках: ходить по квартире, валяться на диване и общаться по видеосвязи можно и в старой одежде. И пока россияне тратят последние деньги на еду и лекарства, игроки fashion-рынка несут колоссальные потери от введенных властями ограничений на работу, а также от апатии и равнодушия потребителей. От последствий пандемии отрасль вряд ли быстро оправится.
Фото: pixabay.com
«Объем продаж в денежном выражении упал на 90% от февральского уровня», — подсчитали аналитики. Ранее, по данным Google и исследовательской компании Ipsos, российские граждане не только сократили покупки одежды, но и решили откладывать деньги на приобретение вещей. 37% россиян ориентируются на то, что смогут покупать одежду менее, чем раз в три месяца, 21% опрошенных уверены, что смогут приобретать новые вещи гораздо реже, чем один раз в квартал. 26% респондентов вовсе отказались даже от мысли о покупке одежды. Кстати, последних за месяц стало на 6% больше. В прошлом месяце также увеличилось число россиян, которые решили переориентироваться на бюджетные бренды — больше 20%.
В результате на рынке одежды с потерями столкнулись буквально все, начиная от мелких игроков сегмента масс-маркет, заканчивая «мастодонтами», которым принадлежат крупнейшие модные бренды мира. В fashion-сообществе сообщили о падении выручки на 15% по итогам первого квартала по сравнению с тем же периодом 2019 года, а также заявили о масштабной подготовке к неопределенному с точки зрения спроса и продаж будущему.
На сугубо отечественном рынке ситуация ничуть не лучше. Владельцы российских брендов одежды перестают платить зарплату сотрудникам и принудительно отправляют персонал в отпуск «по собственному желанию». Руководство компаний прямо заявляет, что денег нет и держаться на плаву они больше не в состоянии.
Минпромторг предпринял попытку хоть чем-то помочь отечественному рынку. Организацию работы с предприятиями легкой промышленности курирует замминистра Виктор Евтухов. 30 апреля стало известно, что менее чем за месяц он смог перевести значительную часть российских предприятий (в том числе те, которые ранее специализировались но производстве одежды для спорта и активного отдыха) на выпуск средств индивидуальной защиты. Но помощь, оказанная производителям, никак не помогает продавцам одежды.
По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, сегмент fashion-ритейла по итогам года может сократиться в России на 50%. «Это общемировая тенденция — все страны, переживающие пандемию, фиксируют падение покупательского спроса на брендовые товары и категорию «люкс». Граждане переориентируются на более дешевые сегменты рынка, — рассказывает он. — Российские продавцы одежды в результате могут потерять от 450 до 700 млрд. рублей за год. Спрос на дорогие носильные вещи будет восстанавливаться на протяжении нескольких лет, а доля масс-маркета вырастет на 50%. При этом рынок могут покинуть до 30% ритейлеров в сегменте «люкс»».
Очевидно, что после пандемии дорогая одежда и обувь, а также аксессуары станут для многих абсолютно недоступны, как и туристические поездки, автомобили, недвижимость и гаджеты. Эксперты рынка убеждены, что потребители отдадут предпочтение покупкам одежды б/у и «секонд-хенда». Спрос и обороты в магазинах, специализирующихся на «обносках», явно возрастут.