Табачники снижают отгрузки при росте производства

Табачники снижают отгрузки при росте производства

Фото:

Paul Yeung / Reuters

Вопреки росту объемов производства на протяжении года, в третьем квартале лидеры табачного рынка — JTI и Philip Morris International (PMI) еще больше снизили объемы отгрузок своей продукции в России. Такое противоречие может объясняться, в том числе, искусственным созданием запасов сигарет с более низкими ценами. Пресечь такую практику со следующего года предлагает Минфин, введя дополнительный акциз для излишков табачной продукции.

В третьем квартале 2016 года JTI (марки Winston, Camel) сократила отгрузки сигарет в России на 10,3%. Это самое существенное их падение с начала года: в первом квартале оно составило 0,1%, во втором — 8,6%. Доля рынка JTI по итогам третьего квартала снизилась в натуральном выражении на 0,7 п. п. до 33,2%, в стоимостном — на 0,4 п. п., до 34,5%. Ближайший конкурент JTI, компания PMI (Marlboro, Parliament), в течение года также по нарастающей снижала отгрузки в России: в первом квартале на 6,3%, во втором — на 11%, в третьем — уже на 12,6%. С января по сентябрь 2016 года российские продажи компании сократились на 10,2%, до 59,11 млрд штук, а доля рынка по итогам квартала упала на 2,1 п. п., до 26,9% в натуральном выражении.

Отрицательную динамику отгрузок JTI и PMI объясняют общим сокращением табачного рынка в России: с начала года его объем снизился на 5%, до 208,9 млрд сигарет (данные PMI). В третьем квартале, по оценке JTI, рынок упал на 6,6% (оценка PMI — 5,7%, до 76,4 млрд сигарет). Другим фактором снижения своих продаж в июле—сентябре JTI назвала активизацию конкурентов в нижнем ценовом сегменте. В PMI в июле снижение доли в России связывали с тем, что сигареты компании с более высокими ценами быстрее попадали на рынок, чем продукция конкурентов. Из тройки табачных лидеров в этом году в плюсе была только British American Tobacco (BAT, марки Kent, Rothmans): компания не раскрывала конкретных цифр по продажам в России, но в своих квартальных отчетах сообщала об их росте.

Доля BAT в России в третьем квартале, по оценке Nielsen, выросла на 2,1 п. п., до 22,9%.

При снижении продаж сигарет в России Росстат в этом году фиксировал рост их выпуска: в январе—сентябре он составил 242,6 млрд штук, что на 4,4% больше аналогичного периода прошлого года. Как следует из имеющихся у «Ъ» данных «Табакпрома», в первом полугодии российские фабрики PMI суммарно увеличили производство на 45,3%, до 47,87 млрд штук. В JTI сообщили, что за тот же период выпуск продукции на российских фабриках вырос на 8% — с 44,3 до 47,85 млрд штук.

Главный редактор медиагруппы «Русский табак» Максим Королев объясняет рост производства сигарет, в том числе, созданием товарных запасов. «В условиях постоянного роста акцизов производителям нужен простор для маневров в ценовых войнах, существование которых налицо»,— говорит эксперт. Факт создания запасов подтверждает и директор по финансам ГК «Агроком» (в нее входит «Донской табак») Дмитрий Горшков. По его словам, это практика, навязанная крупными игроками рынка, под которую «Донскому табаку» приходится подстраиваться, также запасая продукцию под отдельными брендами.

Минфин, обеспокоенный снижением доходов бюджета в результате создания табачными компаниями запасов, предложил с 2017 года в 1,3 раза увеличить акциз для того объема их продукции, который будет реализовываться в любой из месяцев в период с 1 октября по 31 декабря сверх среднемесячного объема предыдущего календарного года. «Реализация данной нормы позволит избежать сложившейся многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года»,— пояснял Минфин в своих материалах.

«Донской табак» в целом поддерживает инициативу министерства. «Из-за сложившейся практики мы несем просто кошмарные издержки, потому что наличие складских запасов требует существенных оборотных средств в связи с тем, что мы авансом платим государству акциз с продукции, которая может продаваться в течение полугода»,— заявил Дмитрий Горшков.

В PMI «Ъ» ранее говорили, что показатели по запасам продукции могут меняться, в том числе, с учетом фактора конкурентной борьбы. Также там отметили, что на запасы влияет приостановка производственного процесса в профилактических целях и изменения в объемах экспорта. В JTI прежде заявляли, что складские запасы компании ограничены объемами, позволяющими избежать отсутствия товара в торговых точках. В «БАТ Россия» (российское подразделение BAT) уверяют, что не наращивают запасы.

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий