Фото:
Сергей Михеев /
Коммерсантъ
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) просит руководство Московского метрополитена вернуть в переходы и на станции метро торговлю прессой. Еще в 2013 году в метро продавали газет и журналов примерно на 2 млрд руб., но после закрытия киосков и демонтажа газетных автоматов на станциях арендные ставки оказались для распространителей прессы неподъемными. В самом метро пока не видят смысла менять условия.
АРПП 28 ноября направила начальнику ГУП «Московский метрополитен» Дмитрию Пегову письмо (копия есть у «Ъ») с просьбой вернуть торговлю прессой в переходы и на станции метро. Около двух лет назад торговля газетами, журналами и книгами через киоски и торговые автоматы в метрополитене фактически начала сворачиваться, отмечают в АРПП. Общий объем продаж печатных изданий в Москве за это время снизился на 25-30%. Доходы от их реализации в метро в 2013 году составляли около 2 млрд руб., газеты и журналы продавались более чем в 700 точках и 200 автоматах, говорится в письме. С весны 2015 года метрополитен начал расторгать договоры аренды с киоскерами, а в конце того же года ГУП в одностороннем порядке прекратило сотрудничество с оператором автоматов — ООО «Газетные автоматы». В июле суд постановил взыскать с компании 21 млн руб. в пользу метрополитена.
Весной 2016 года метрополитен провел сразу 70 аукционов на право торговать в подземных переходах. Общая площадь выставленных на торги объектов превышала 2,7 тыс. кв. м, единым лотом разыгрывалось примерно 40% этого объема, или 1,06 тыс. кв. м. Победителем аукциона по этому лоту стало ООО «Метроторг», принадлежащее бывшему совладельцу газеты «Завтра» Дмитрию Сидоренко. Арендная плата за киоски лота составит 8 млн руб. в месяц за 17 объектов.
Но такая ставка аренды в три-четыре раза превышает возможности по доходности киосков и будет основным препятствием для входа в метро, говорится в письме АРПП. По ее оценкам, товарооборот одной торговой точки составлял от 300 тыс. до 1 млн руб. в месяц.
Продажа прессы — низкорентабельный бизнес. В этом случае уместнее проводить не аукционы, а конкурсы, как это делает департамент СМИ и рекламы Москвы при реализации права на торговлю прессой в уличных киосках, полагает председатель правления АРПП Александр Оськин. По его словам, в продаже прессы в метро заинтересовано не менее 15 компаний-распространителей: раньше доходность торговых точек там начиналась от 250 тыс. руб. в месяц.
По данным АРПП, в 2016 году доходы печатных СМИ от розничных продаж в России составили 43,2 млрд руб., на 7% ниже, чем годом ранее. Подписка принесла издателям еще 18,2 млрд руб., а рекламные доходы составили 21 млрд руб. (падение последних к 2015 году составило 10-14%).
Сокращение продаж прессы в метро сказывается на тиражах, подтверждает гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин. По его оценкам, раньше в московском метро реализовывалось около 10% экземпляров газеты. В 2016 году розничные продажи в Москве упали на 15%, отмечает он, на снижение, в частности, влияют закрытие точек продаж в метро и распространение там бесплатных газет, запуск в поездах сети Wi-Fi, а также сокращение киосковых сетей.
Однако метрополитен не проявляет активной заинтересованности в идее издателей. Там подтвердили получение письма АРПП, но переадресовали вопросы департаменту конкурентной политики Москвы, который организует аукционы. В департаменте на запрос «Ъ» не ответили. В самом метрополитене отмечают, что не видят причин менять форму торгов.